Алалия у детей представляет собой патологическое отсутствие или недоразвитие речи, которое обусловлено органическими поражениями головного мозга, в частности, корковых речевых центров, что происходит, как правило, в пренатальный период развития либо у малышей на первых годах жизни. При этом такие дети понимают чужую речь, однако не могут самостоятельно ее воспроизводить.

Описание патологии

Подобное патологическое состояние на сегодняшний день диагностируют примерно у одного процента детей дошкольного возраста, немного реже – у школьников. Моторной алалии чаще всего подвержены мальчики, у которых данное заболевание регистрируется в два раза чаще, чем у противоположного пола.

Речь – один из важнейших компонентов нервно-психического развития детей. Ее становление происходит в первые годы жизни, в последующем это определяет качество речи в остальных возрастных периодах. Акт речи осуществляется посредством определенной системы органов, относящихся к речевому аппарату, который состоит из периферического и центрального отделов. Центральный отдел речевого аппарата представлен структурами нервной системы (подкорковые узлы, проводящие пути, мозжечок, нервы, иннервирующие голосовые, дыхательные, артикуляторные мышцы и пр.).

Периферический отдел речевого аппарата состоит из артикуляционного (губы, верхняя и нижняя челюсти, язык, мягкое и твердое небо), голосового (гортань и голосовые связки) и дыхательного отделов (грудная клетка, трахеи, бронхи и легкие). Нарушения в одной из указанных структур может привести к развитию разнообразных видов речевых нарушений.

Причины патологии

К основным причинам формирования моторной алалии у детей относятся патологии проводящих путей, которые относятся к центру Брока, а также данного участка непосредственно. Центр Брока является отделом коры головного мозга, находящимся в задненижней части третьей лобной извилины в левом полушарии мозга у правшей и обеспечивающим моторную организацию речевого процесса.

Моторная алалия представляет собой полиэтиологическое патологическое состояние, т. е. такое, которое обусловлено нежелательным воздействием множественных факторов. К основным предпосылкам, которые могут стать причиной органических поражений речевого центра в коре головного мозга, относятся:

  • Различные заболевания инфекционной природы, которые развиваются во время родов или внутриутробно.
  • Гипоксия плода.
  • Травматизация плода (к примеру, при падении женщины в период беременности).
  • Токсикоз.
  • Высокие риски самопроизвольного прекращения беременности.
  • Наличие у женщины в период беременности некоторых хронических патологий (артериальная гипер- или гипотензия, легочная или сердечная недостаточность и т. д.).

Помимо этого, к возникновению речевой алалии у детей могут привести недоношенность, внутричерепные родовые травмы, а также асфиксия новорожденных. У детей на первых годах жизни к первостепенным причинам возникновения данной патологии относятся:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Энцефалиты.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Некоторые заболевания соматического характера, которые могут приводить к истощению нервной системы.
  • Менингиты.

Факторы риска развития аномалии речи

Факторами риска возникновения моторной алалии у детей могут выступать частые заболевания у детей раннего возраста. К таким патологиям можно отнести эндокринологические нарушения, острые вирусные респираторные инфекции, воспаление легких, нехватку речевых контактов, рахит, проведение хирургических вмешательств с применением общего наркоза, педагогическую запущенность, а также госпитализм (комплекс психических и соматических нарушений, которые могут быть обусловлены длительным пребыванием в стационаре вдалеке от дома и близких людей).

Разновидности алалии

В медицинской практике определены следующие формы данной патологии:

  • Экспрессивная (моторная).
  • Импрессивная (сенсорная алалия у детей). Эта форма встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.
  • Смешанная (сенсомоторная или мотосенсорная в зависимости от того, нарушение развития какой — импрессивной или экспрессивной речи преобладает).

Моторную алалию, в зависимости от локализации нарушенного участка, подразделяют на:

  • афферентную, которая характеризуется поражением нижних теменных отделов левого полушария, чему сопутствуют кинестетические артикуляторные апраксии;
  • эфферентную, при которой поражаются преимущественно премоторные отделы коры мозга.

Симптоматика алалии

Для данного заболевания характерно наличие как речевых, так и неречевых проявлений. К неречевым симптомам этой патологии, в первую очередь, можно отнести такие двигательные нарушения, как неправильная координация движений, недоразвитие моторики пальцев, неловкость. Моторная алалия у таких детей также может проявляться трудностями в формировании привычек самообслуживания (к примеру, застегивание пуговиц, шнурование обуви и т. п.), а также в выполнении мелких точных движений пальцами и кистями рук (например, складывание пазлов, собирание конструкторов, мозаики и т. п.).

Симптомы алалии у детей важно распознать своевременно.

Кроме этого, у детей с данной патологией нередки нарушения памяти (чаще всего слухоречевой), внимания, восприятия, волевой и эмоциональной сфер личности. У больных с алалией может наблюдаться как гиперактивное, так и чересчур пассивное поведение, быстрая утомляемость и недостаточная работоспособность. Кроме того, у детей с алалией часто можно замечать нарушения работы мускулатуры лица, агрессию и повышенную раздражительность, плохую адаптацию в коллективе, трудности с адаптацией к условиям внешнего мира.

Речевые проявления

Из речевых проявлений моторной алалии у ребенка отмечаются:

  • Ошибочное изменение звуков в некоторых словах (литеральная парафазия).
  • Устойчивые повторения одного и того же слова либо фразы (персеверация).
  • Выпадение определенных звуков из слов (элизия).
  • Ограниченный словарный запас (в первую очередь отглагольных форм и глаголов).
  • Замена некоторых сложных слов на сходные по звучанию или смыслу.
  • Объединение между собой слогов из разных слов.
  • Выпадение из предложений предлогов, а также неправильное построение очередности слов во фразе.
  • В речи такого пациента наблюдается преобладание имен существительных, как правило, в именительном падеже. Помимо этого, при данном заболевании может отмечаться частичный или абсолютный отказ от речи (так называемый речевой негативизм). На фоне характерных симптомов алалии у детей может возникать заикание.

При развитии афферентной формы пациенту доступно выполнение разнообразных артикуляторных движений, тем не менее при этом наблюдается значительное нарушение звукопроизношения. В случаях эфферентной алалии главным речевым дефектом является неспособность выполнения артикуляционных последовательных движений, и это может сопровождаться значительным искажением структуры слов и слогов. Словарный запас такого ребенка намного беднее того, который предусмотрен для его возрастной нормы. Дети при данной патологии с трудом усваивают новые слова, а активный их словарь в большей степени состоит из фраз и слов повседневного обихода.

Признаки алалии у детей проявляются в зависимости от возраста.

Недостаточность словарного запаса может приводить к неадекватному пониманию значения того или иного слова, а также неуместному применению слов. Дети 3 лет с алалией, как правило, изъясняется простыми и короткими предложениями, что часто приводит к грубым нарушениям формирования речи.

У больных данным заболеванием детей возникают значительные сложности в определении причинно-следственных связей, второстепенного и главного, временных связей, описании смысла событий, правильного и постепенного изложения сути. В определенных случаях при моторной алалии у детей наблюдаются только лепетные слова и звукоподражания, употребление которых может сопровождаться активной мимикой и жестикуляцией. Отставание в умственном развитии у детей возникает по причине выраженной речевой недостаточности. При формировании речи подобные нарушения начинают постепенно компенсироваться. Все этапы развития речевых навыков (лепет, гуление, слова, фразы, а в последующем и контекстная речь) у ребенка, больного алалией, несколько запаздывают.

На формирование речевых навыков у пациентов с данной патологией влияет также ряд факторов, важнейшими среди которых являются степень нарушений в головном мозге ребенка, общее развитие, возраст, когда была диагностирована подобная патология, регулярность и качество занятий с ним родителей.

В определенных случаях после продолжительного речевого негативизма дети начинают говорить и быстро осваивают речевые навыки, у другой группы больных наблюдается раннее формирование речи, однако в последующем она еще довольно длительный промежуток времени остается очень скудной. При этом возможны и иные варианты развития событий.

Диагностика алалии у детей

Для диагностики данной патологии необходимо полноценное обследование ребенка у таких специалистов, как детский оториноларинголог, невролог, логопед, психолог. При осуществлении логопедического обследования детей особое внимание должно уделяться сбору анамнеза, а также особенностям развития ребенка в раннем возрасте. Для постановки точного диагноза моторной алалии следует также оценить желание самого ребенка говорить, определить присутствие затруднений в повторениях услышанного, оценить слуховое восприятие, использование жестов и мимики, понимание и восприятие речи, наличие эхолалии.

Помимо того, отмечается уровень пассивного и активного словарного запаса, качество произношения звуков, послоговая структура слов, грамматические характеристики речи и фонематическое восприятие. Для адекватной оценки выраженности органического повреждения мозга может потребоваться проведение следующих инструментальных методов исследования:

  • электроэнцефалография;
  • магниторезонансная томография мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенологическое исследование черепа.

В качестве методик дифференциальной диагностики в случаях развития сенсорной алалии и тугоухости применяются аудиометрия, отоскопия и некоторые другие способы исследования слуховых функций.

Кроме того, требуется дифференциальная диагностика с аутизмом, дизартрией, задержкой развития речи, олигофренией.

Терапия моторной алалии

Лечение данной патологии представляет собой целый комплекс терапевтических мероприятий. Формирование навыков правильной и полноценной речи проводится на фоне терапии медикаментозными препаратами, и основной целью здесь является стимуляция созревания структур головного мозга. Больным назначают ноотропные медицинские средства и разнообразнее витаминные комплексы. Весьма эффективными в терапии моторной алалии являются такие физиотерапевтические методики, как электропунктура, дециметроволновая терапия, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, электрофорез, лазеротерапия, транскраниальная электростимуляция, гидротерапия. Помимо этого, немаловажную роль при лечении алалии играет развитию общей и ручной моторики у ребенка, а также мышления, памяти, внимания.

Логопедическая коррекция алалии у детей включает в себя работу со всеми аспектами речи и предусматривает не только занятия с логопедом, но и специально подобранные регулярные упражнения в домашних условиях. Таким образом, формируется пассивный и активный словарный запас, ведется активная работа над развитием фразовой речи, грамматики, звукопроизношения, развивается связная речь. Положительный результат дают также логоритмические упражнения и логопедический массаж.

При развитии моторной алалии рекомендуется раньше начинать обучать ребенка грамоте, поскольку чтение и письмо успешно помогают развить устную речь и закрепить усвоенный материал.

По причине пластичности детского мозга и его навыкам быстрой адаптации возможно полное излечение от недуга. Отдельные здоровые мозговые клетки берут на себя функции нерабочих участков.

Каждый ребенок с алалией проходит терапию под тщательным контролем специалиста. Однако домашняя обстановка не станет преградой, ведь родители сами могут оказать посильную помощь в лечении малыша.

Развитие мелкой моторики имеет связь с речевой активностью. Если регулярно заниматься с детскими пальчиками, делать их ловкими и умелыми, то будет развиваться речь у малыша.

Полезен массаж ладошек в игровой форме.

Проведение пальчиковых игр и гимнастики простимулируют развитие мелкой моторики. Это могут быть простые занятия — например, осуществление сортировки круп и бобовых, складывания мозаики и пазлов будет способствовать активизации работы мозга.
На сегодняшний день имеется большое количество видеоуроков по проведению занятий при алалии, которые могут применяться дома.

Возможные последствия и осложнения

Данное заболевание у детей способно приводить к серьезным нарушениям письменной речи. Кроме этого, у детей может развиваться заикание, которое проявляется при формировании навыков устной речи.

Успешная коррекция подобной патологии наиболее вероятна при начале терапии на ранних стадиях, примерно с 3-4 лет, а также комплексный подход, что предусматривает работу с ребенком и медикаментозное лечение. При своевременной терапии прогноз алалии у детей весьма благоприятный.

Важное значение играет степень органических повреждений мозга у ребенка. При повреждениях незначительного характера патология в большинстве случаев может быть вылечена полностью.