Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи — помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих  за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

  • отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  • не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
  • зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
  • повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
  • замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
  • ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
  • пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
  • забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
  • нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.

Вот некоторые советы родителям:

  • обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду или нейропсихологу;
  • помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
  • не торопите неуспешного ребенка;
  • постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
  • сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
  • знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
  • проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
  • радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
  • выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
  • играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
  • обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения;
  • попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
  • вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
  • верьте в успех вашего ребенка;
  • не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», — скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», — уверен учитель. И каждый из них бывает прав.

Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Вот еще несколько советов родителям:

  • пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
  • дарите детям книги;
  • постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
  • попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
  • ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
  • читайте детям на ночь;
  • обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
  • вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.

Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово;  он не знает, что  обозначает слово;  ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным;   у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца.  Решить  проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.

«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

 

а – ароматный;

р – рубиновый;

б – большой;

у – укатить домой;

з – звонкий;

м – маленькая;

ы – ы-ы!;

ш – шуршит;

ь – мягкая шубка.

 

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.

«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка); «Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).

Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш…   б…ж…т   …т  м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы…  …и…а   …е…и…  о…  …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.

«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли.  Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы,  при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ ,   _ _ _ _ де _ _ _ _ _,   _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.

«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед  началом  работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» — «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе»  выглядит так:  / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.

«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу,  либо в беспорядке.  Лучше  называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет   быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.

«Виселица» или «Балда».  Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю  буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.  Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».

Замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто. Чаще всего можно встретить следующие замены: несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ученик чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, и-ш  и пр.); несформированность фонематического слуха (путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т и др.); отсутствие устойчивого образа буквы (путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё); несформированность кинестетического анализа (смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, о-е, и-ы, ё-ю, о-у).   Работа по решению этой проблемы будет чисто коррекционной. Она сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое  различение букв, во тором случае – на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях – на создание ясного образа буквы и соотнесение его  акустического образа с  графическим.  Нижеописанные упражнения  предназначены для исправления остаточных явлений. Прежде чем выполнять упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные  представления, насколько четко он различает понятия: право – лево, низ – верх, впереди – позади, больше – меньше, выше – ниже,  шире – уже. Для этого существуют специальные игры.

«Зеркальные рисунки». Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка – воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями:  написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Если ребенок расположит на листе  БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» –  хвостик вверх, а у буквы «д» – хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке – тонкую иголку, и проговорите, что «ш»  –  шире, чем «и».

Напишите  «волшебный»  диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш _ _ _. Также можно сначала обозначить  все буквы точками, а при повторной диктовке  попросить  ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например, «д» написать синим, а «б» – красным.

Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.  Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству должны следовать именно в этом порядке:  услышали – произнесли – отличили – записали. Звонкие звуки можно прохлопать, а глухие  –  протопать. Чем больше жестов  будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков  (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос),  нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак  « — ». Произносятся слова с начальными звонкими и глухими согласными  звуками, ребенку  предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом.

Для следующей игры необходимо заготовить лист плотного картона, наклеить  на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала  нужно написать  соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт, д – дерматин,  т – тесьма, в – вельвет, ф – фланель, г — глянцевая бумага, к  — картон, ж – наЖдак, ш – шелк, з – зеркальце, с – ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв нужна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. При отработке конкретного проблемного звука и буквы  необходимо читать различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук. После того, как ребенок усвоил произношение,  можно выполнить  следующее упражнение:  ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например: ю – ла, ю – бка, Ю – ля, Ю – рий, х – леб, х – руст, х – одить, х – итрость.

Можно прочитать ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но слова нужно читать с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок.

Опыт работы показал, что  подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить  в себя.

 

Литература:

  1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 17 – 31.

Источник